# Основные разделы классической риторики

Инвенция (лат. inventio – изобретение, вымысел) – это первый раздел классической риторики, в котором разрабатывается гипотеза предстоящего выступления. Основное в инвенции – удачно, уместно выбранный предмет разговора и намерение его представить и раскрыть так, чтобы осуществить замысел.

Диспозиция (лат. dispositio – размещаю, размещаю) – это второй раздел риторики, в котором формулируется основные понятия о предмете выступления и определяются правила оперирования понятиями.

Основное предназначение диспозиции – предложить целый набор положений и в такой последовательности, чтобы они не противоречили друг другу, а конкретно перемещались из одной части в другую вплоть до вывода.

Элокуция (лат. eloguor – выражаюсь, преподаю) – третий раздел классической риторики, в котором раскрываются законы речевого выражения предмета общения. На этапе элокуции развилось учение о стилях. Поэтому этот раздел риторики называют самым красивым и эффектным. Именно он приводит говорящего к цели.

Элоквенция – подразделение элокуции, где исследуются фигуры слова (тропы) и фигуры мысли (риторические фигуры). Следовательно, эту часть можно назвать сердцевиной риторики. Иногда ее просто называют красноречием.

Мемория (лат. memoria – память, упоминание). – Назначение этого раздела риторики – помочь оратору запомнить содержание речи так, чтобы не растерять не только фактическую информацию, но образность, интересные детали. Его можно назвать тренировкой памяти. Содержанием этого раздела является мнемотехника – система секретов, приемов запоминания материала, быстрого воспроизведения. По-современному это можно выделить как обогащение и составление “банка данных”.

Акция (лат. Action – действие, разрешение) – пятая глава риторики, предназначениемкоторой является подготовить оратора наружно и внутренне к выступлению. На этом этапе должна реализоваться вся продолжительная предварительная подготовительная работа и привести к ожидаемой цели.

Оратор должен выглядеть внешне хорошо, производить приятное впечатление не только содержанием речи, но и дикцией, силой звучания голоса, умением держать паузу, мимикой, жестами, кинетикой.